Музей "Фрама" ("Frammuseet"), основанный 20 мая 1936 года, знакомит своих посетителей с тремя норвежскими экспедициями к Северному и Южному полюсам под руководством знаменитых полярных исследователей Фритьофа Нансена (1893-1896), Отто Свердрупа (1898-1902) и Руаля Амундсена (1910-1912). Представляет собой шатёр, внутри которого находится легендарная парусно-моторная шхуна "Фрам" (конструктор - Колин Арчер, автор проекта - Фритьоф Нансен). На трёх уровнях (этажах) музея можно увидеть многочисленные фотографии, макеты кораблей, навигационные приборы, корабельные дневники и другие экспонаты, позволяющие окунуться в историю полярных экспедиций.
Олаф Бьолан, Оскар Вистинг, Руаль Амундсен, Сверре Хассель и Хельмер Хансен - именно эти пять полярников первыми достигли Южного полюса Земли.
Скульптурная композиция находится недалеко от входа в музей и вероятнее всего была создана в прошлом году к 100-летию покорения Южного полюса.
Итак, предлагаю Вам с помощью моих снимков совершить виртуальную экскурсию по музею, а благодаря этой сферической панораме "оказаться" на палубе "Фрама". Все на борт!
360°
Год начала первой норвежской полярной экспедиции
Подсветка внутри создаёт таинственную атмосферу
Редкий момент, когда нет желающих сфотографироваться у штурвала :)
"Fram" в переводе с норвежского - ВПЕРЁД!
Спускаемся внутрь, чтобы с помощью сохранившихся вещей и предметов быта узнать, что представляла из себя жизнь полярников в течение их многолетних походов.
Стоит отметить, что относительно комфортно и свободно было лишь в кают-компании, где создавались условия для отдыха исследователей. Бильярд, пианино, граммофон - вот немногочисленные развлечения во время плавания. В каютах же очень тесно. Особенно запомнились небольшие спальные полки - рослым норвежцам однозначно приходилось спать "калачиком"...
Особый интерес представляют трюмные помещения, где экспонируется лыжное снаряжение, медицинские инструменты и прочий инвентарь, необходимый в многолетних экспедициях.
Памятные таблицы трёх полярных "Фрам-экспедиций". Напишу вкратце о каждой.
Экспедиция 1893-1896 гг. преследовала цели исследования высоких широт Арктики и достижения Северного полюса Земли. Руководителем был Фритьоф Нансен. Экспедиция стала существенным прорывом в методах полярных исследований: впервые в мировой практике небольшая команда сознательно вморозила специально построенное судно в паковые льды с целью систематических комплексных исследований бассейна Северного Ледовитого океана. Нансеном и Ялмаром Йохансеном была предпринята попытка достижения Северного полюса на собачьих упряжках, в результате 6 апреля 1895 года они добрались до 86° 13.6’ с. ш., что было на тот момент абсолютным мировым рекордом. Первая полярная экспедиция XIX века, в ходе которой не было потеряно ни одного человека.
Полярная экспедиция 1898-1902 гг. под началом Отто Свердрупа проходила на территории Канадского арктического архипелага. Преследовала в первую очередь национально-политические цели, открыла и обследовала около 260 тыс. км² островов, которые объявлялись владениями Норвегии. В 1899 г . было потеряно два человека.
Самым известным и самым драматичным получилось Третье плавание "Фрама" (1910-1912 гг.), главным достижением которого стало покорение Южного Полюса 14 декабря 1911 года во главе с Руалем Амундсеном.
Амундсен, которого часто называют "последним викингом на Земле", был нетипичным полярным исследователем. Он не был учёным, занимавшимся исследованием околополярных областей, подобно Нансену. Его главной целью были первооткрывательские рекорды, в результате ему удалось решить в 1903-1906 гг. задачу прохождения Северо-Западным проходом на яхте «Йоа». Истинным намерением Амундсена было покорение Северного полюса. В автобиографии он писал: «Следующей задачей, которую я задумал разрешить, было открытие Северного полюса. Мне очень хотелось самому проделать попытку, предпринятую несколько лет тому назад доктором Нансеном, а именно - продрейфовать с полярными течениями через Северный полюс поперёк Северного ледовитого океана. /.../ Но вот, когда всё уже было почти готово к отправлению, по всему миру распространилось известие об открытии адмиралом Пири Северного полюса в апреле 1909 года. Это, конечно, было для меня жестоким ударом!»
В результате Амундсен решился в тайне от всех радикально изменить собственные планы, взявшись за покорение Южного полюса. 14 декабря 1911 г . команда Амундсена (Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьолан) добралась до цели. Амундсен писал: «Не могу сказать…, что достиг цели своей жизни. Это было бы уж слишком явной и откровенной выдумкой. Лучше… я скажу прямо, что, по-моему, ещё никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса - чего там! - сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине всё наизнанку!»
Рея, мачта, такелаж...
Вентиляционная труба
«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных.
Экспозиция на верхнем этаже в основном посвящена Первой экспедиции Нансена.
Чтобы показать Вам "Фрам" полностью, пришлось сделать 4 горизонтальных кадра и получить такую вертикальную панораму.
Переходим на средний уровень музея - это "этаж" Амундсена.
Демонстрация документального фильма о том, как Jacob Nødtvedt пытался завязать разговор с пингвином в Китовой бухте (1910 год).
Этот огромный стенд знакомит посетителей с драматической гонкой за Южный полюс, которая развернулась между вышеупомянутой командой Амундсена и британской экспедицией "Терра Нова", которую возглавлял Роберт Скотт.
Норвежцы, достигшие цели первыми, разбили на Южном полюсе лагерь «Пульхейм» («Полярный дом») и установили шёлковую палатку. Амундсен (на случай своей гибели на обратном пути) оставил в палатке послание королю Норвегии о покорении полюса и просьбу Скотту доставить его по назначению. Вот дословное содержание письма: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».
Роберт Скотт с четырьмя спутниками достигли Южного полюса 17 января 1912 года (спустя 33 дня после Амундсена), но, к сожалению, погибли на обратном пути.
Общий вид со второго этажа
На нижнем уровне представлены картосхемы полярных экспедиций
«Поражение» в полярной гонке вызвало у англичан огромное разочарование и деморализовало экспедицию, что считают одной из причин её гибели. Первым скоропостижно скончался Эдгар Эванс и был похоронен в леднике. До базы оставалось 420 миль .
Стационарная база «Фрамхейм» (Framheim - «Дом Фрама»), предназначенная для зимовки перед походом к Южному полюсу, располагалась в Китовой бухте (Bay of Whales) и стала отправной точкой для успешной экспедиции Амундсена.
В середине марта Лоуренс Оутс получил сильное обморожение обеих ног и однажды, не в силах идти дальше, покинул палатку в снежный буран при -40 °C , сказав: «Только выйду на воздух и вернусь не сразу». Больше его не видели…
К этому времени экспедицию отделяли от склада 26 миль . 20 марта сильно обморозил ногу Скотт, у него началась гангрена. Топливо закончилось 23 марта, пищи оставалось на два дня. Уилсон и Бауэрс из-за сильнейшей пурги при -35 °C не могли пройти 11 миль (17 км ) до склада Одной Тонны (One Ton Depot). От основной базы их отделяли 264 км . После этого в записях Скотта следует шестидневный перерыв. Члены команды понимали, что это конец. Скотт в дневнике указывал, что хотел было выдать спутникам смертельные дозы опиума (не обошлось без конфликта с Уилсоном - хранителем аптечки), но потом было решено дожидаться естественной смерти. Это произошло ещё до гибели Оутса. Последняя запись в дневнике Скотта датирована 29 марта 1912 года. По заявлениям Аткинсона - командира поисковой партии ноября 1912 года, Скотт умер последним: тела Уилсона и Бауэрса были аккуратно завязаны в спальные мешки, а сам командир отбросил отвороты спального мешка и раскрыл куртку. Под плечом у него находилась сумка с дневниками членов экспедиции.
Лишь спустя полгода, 12 ноября поисковая группа обнаружила палатку Скотта. Аткинсон составил описание увиденного и забрал дневники членов экспедиции, непроявленные фотопластинки, которые хорошо сохранились за 8 месяцев полярной ночи. В старом ботинке Скотта было найдено письмо Амундсена, которое англичане забрали с собой.
Тела не тронули, только убрали подпорки палатки, её полог послужил саваном погибшим. После этого над останками была построена снежная пирамида, увенчанная временным крестом из лыж. В снегу оставили отчёт о походе. Аткинсон хотел разыскать и тело Оутса, которое должно было находиться не более чем в 20 милях (о его судьбе он знал из записей Скотта). Был найден его спальный мешок, но тела не обнаружили.
Позже на вершине холма Обсервер установили большой крест из красного дерева, на котором была вырезана посвятительная надпись и финальная фраза из «Улисса» А. Теннисона: "To strive, to seek, to find, and not to yield" («Бороться и искать, найти и не сдаваться»). Впоследствии она стала девизом героев романа Вениамина Каверина «Два капитана», а в 2011 году была выбрана девизом Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне.
Всем любителям полярных путешествий настоятельно рекомендую побывать в этом музее непосредственно, чтобы воочию увидеть легендарный корабль и ступить на его борт.
P.S. На "десерт" предлагаю Вашему вниманию уникальные фотографии 100-летней давности, сделанные во время третьей норвежской полярной экспедиции Амундсена (1910-1912 гг).
"Фрам" в открытом море
Руаль Амундсен наблюдает за работой парусного мастера Мартина Рённе
База "Фрамхейм" в Китовой бухте (1911)
Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер (1911)
Линдстрём на кухне (1911)
Хельмер Хансен и Оскар Вистинг работают в мастерской (1911)
Полярники подшиваются. Слева по кругу: Olav Bjaaland, Sverre Hassel, Oscar Wisting, Helmer Hanssen, Roald Amundsen, Hjalmer Johansen, Kristian Prestrud og Jørgen Stubberud. Фотограф: Adolf Henrik Lindstrøm (1911)
Олаф Бьолан - один из лучших горнолыжников Норвегии своего времени. В 1902 году победил в лыжном двоеборье на фестивале в Холменколлене. В 1909 году вместе с пятью другими спортсменами был приглашён во Францию для соревнований с лучшими лыжниками Европы. В период зимовки выяснилось, что антарктический ледник очень ровный, поэтому Бьолан, как опытный плотник, произвёл реконструкцию саней. Он сумел довести собственный вес саней до 20 кг , и за весь 3000-км. маршрут не произошло ни одной поломки.
Во время похода к Южному полюсу исполнял обязанности каюра. В 1912 г . был награждён памятной Медалью Южного полюса и удостоен Holmenkollen medal - высшей наградой лыжнику. Гонорары за участие в экспедиции позволили ему открыть фирму по производству лыж и добиться успеха и на этом поприще. В 1952 г . Бьолан зажигал олимпийский огонь на церемонии открытия VI зимних Олимпийских игр. Скончался в возрасте 88 лет, пережив всех участников покорения Южного полюса.
Бьолан готовит сани (1911)
Кристиан Преструд (1911)
В гостиной "Фрамхейма": Adolf Lindstrøm, Sverre Hassel, Oscar Wisting, Helmer Hanssen, Roald Amundsen, Jørgen Stubberud og Kristian Prestrud (1911).
Оскар Вистинг (1911)
Хельмер Хансен (1911)
Олаф Бьолан (1911)
"Фрам" и "Терра Нова" в Китовой бухте (4 февраля 1911 года)
Пингвины в Антарктиде
Хельмер Хансен во время охоты на тюленей
В районе 83° ю. ш. был заложен большой склад для обратного пути (9 ноября 1911 года)
Команда в районе "Чёртова" ледника (29 ноября 1911 года)
Исторический кадр, сделанный Хельмером Хансеном 14 декабря 1911 года: Оскар Вистинг, Олаф Бьолан, Сверре Хассель и Руаль Амундсен на Южном полюсе.
Оскар Вистинг
Хельмер Хансен и Руаль Амундсен определяют координаты на Южном полюсе
И напоследок самая известная фотография тех знаменательных дней - слева направо: Амундсен, Хансен, Хассель, Вистинг. Фотографировал Олаф Бьолан.
10 комментариев:
Эта гигантская работа выходит за рамки Панорамио. Это - документальный фотофильм, в котором так удачно обьединены кадры 2012 года и те, которые сделаны 100 лет назад. Кадры 2012 года сделаны профессионально, мало того, эти кадры сделаны словно ОДНИМ из команды.... Потрясающая рамка гигакомпозиции: в её начале мы видим памятник команде Амундсена, а в конце - фото этой команды столетней давности. Эта перекличка как бы гласит: героизм искателей новый дорог будет актуален вечно...Новые капитаны, новые викинги ищут новых дорог. Поклон им.
Извиняюсь за ошибку. Исправляюсь: "героизм искателей новых дорог..."
Google-paldies, Komandieris!
Pas de problème!
Благодаря великолепно подобранным и сделанным фотографиям, словно на машине времени, перенесся в дальние времена Великих открытий Полюсов легендарными исследователями. Я думаю, наш Капитан заслужил высшую похвалу за за свое творчество!
Дуже дякую, Володимир!
Отличный рассказ! И норвежцы молодцы, создали такой музей! Два года назад он был чуть-чуть другим, к тому же шли ремонтные работы на здании. Скульптур на входе точно не было...
Благодарю! Да, за последние годы музей преобразился! Впрочем, как и стоимость билета: было 50, сейчас 80 NOK :)
Спасибо, Вик, за великолепную пространственно-временную экскурсию!!!
Благодарю, Олег! Рад, что понравилось!
Отправить комментарий